Управление многоквартирным домом на сайте Инфо-центр ЖКХ - www.gkhinfo.ru

 
 
 
 





























Этапы большого пути


Георгий РЕЗВОВ, политолог, член Союза журналистов России

13 февраля 1924 года на заседании президиума Уральского исполнительного областного комитета Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов было принято решение о признании целесообразным немедленно приступить к организации областного отдела коммунального хозяйства.

Под руководством областного отдела коммунального хозяйства 85 лет назад уральские коммунальщики впервые объединились с целью совместной деятельности. В те годы в Уральской области на 109 городов и поселков приходилось всего 9 гостиниц и 8 общественных бань, телефонная связь действовала только в 10 населенных пунктах, а автобусное движение – в двух, только 3 процента жителей Свердловска пользовались электричеством, 2 процента – водопроводом и лишь 6 процентов улиц были вымощены камнем.

Необходимость создания областной структуры для координации деятельности организаций коммунального хозяйства была продиктована, прежде всего, тем, что состояние коммунального хозяйства в 20-е годы прошлого столетия стало тормозом дальнейшего социально-экономического развития области. Отсутствие координации и недостаток бюджетных средств, необходимых для развития жилищно-коммунальной сферы, мешали развитию жилищного строительства и благоустройству жилых территорий.

В связи с этим на первом этапе становления жилищно-коммунального комплекса Среднего Урала было принято решение о долевом строительстве так называемых соцгородков – центров распространения социалистической культуры по месту жительства трудящихся, возводимых вокруг новых предприятий - гигантов.

Несомненно, крупнейшими достижениями предвоенных лет стали развитие жилищного строительства и увеличение объема предоставляемых населению коммунальных услуг, электрификация основной части городских домов и строительство в городах области 8 водопроводов и 2 канализационных сетей.

Одновременно с этим в Свердловской области начинает свою жизнь трамвай. Уже в конце 30-х годов протяженность трамвайных путей составляла 60 километров.

Июнь 1941 года коренным образом изменил жизнь коммунальщиков. Уже к весне 1942 года в Свердловскую область было эвакуировано более 700 тысяч человек. Только население Нижнего Тагила увеличилось за июль – декабрь 1941 года со 160 до 239 тысяч человек. В 1944 году в бараках Нижнетагильского металлургического комбината на одного человека приходилось всего 1,8 кв. метра.

Однако, несмотря на это, жилищно-коммунальные работники области успешно справлялись не только с решением текущих задач жизнеобеспечения населения, но и вводили новые мощности. Так, в годы войны в Свердловске были введены в строй 4-я городская баня, головные сооружения городского водопровода, трамвайная линия на мясокомбинат, построены троллейбусный парк и 12-километровая троллейбусная линия.

Своеобразным трудовым подвигом был пуск трамвайной линии в городе Карпинске: 29 тысяч часов отработали горожане на ее строительстве, в трамвайные пути было уложено 37 километров рельсов и 6 тысяч шпал.

Эвакуация на Урал большого количества промышленных предприятий породила и множество новых проблем: нехватку электроэнергии, воды, необходимость строительства нового жилья и благоустройства новых городских территорий, а не ремонтировавшиеся четыре военных года дома начали быстро ветшать. В связи с этим после войны началась коренная техническая реконструкция жилищно-коммунального комплекса области.

Развернувшееся в середине 50х годов массовое жилищное строительство развивалось гигантскими темпами. Только в 1957–1958 годах жители области получили 2,9 млн. кв. метров жилья – ровно столько же, сколько составлял весь общественный жилищный фонд области к началу 40-х годов.

Уже к 1957 году в области действовало 430 о б щ е с т в е н н ы х бань и свыше 100 прачечных, жители 80 городов и рабочих поселков области пользовались водопроводом, канализационные сети функционировали в 30 населенных пунктах. В 1982 году трамваи курсировали уже в пяти городах, все города имели отдельные водопроводные сети, 70 городов и рабочих поселков были газифицированы, в квартирах было установлено около 1 млн. газовых плит.

Площадь жилищного фонда, оснащенного водопроводом, канализацией и центральным отоплением, увеличилась в 1960 – 1982 годах в 2 раза, удельный вес квартир с горячей водой увеличился за этот период с 4 до 73 процентов, газом – с 2 до 66 процентов.

Увеличение масштабов работ превратило к началу 80-х годов жилищно-коммунальный комплекс Свердловской области в крупную отрасль региональной экономики, насчитывавшую до 800 организаций с 30-тысячным персоналом.

Массовое строительство жилищного фонда в 60 – 80 годы резко увеличило его объем, а следовательно, и затраты на его содержание и ремонт как со стороны ведомств, так и со стороны государства. ЖКХ, финансировавшееся по остаточному принципу, начало входить в кризисное состояние. Резкий переход России на работу в условиях рыночной экономики и массовая передача ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность в 90-е годы завершили процесс формирования системного кризиса, сделав содержание и ремонт жилищного фонда непосильной ношей как для муниципальных образований, так и для основной массы населения. В итоге затраты на содержание муниципального жилищно-коммунального хозяйства по своему удельному весу достигли, а коегде и превысили половину бюджетов муниципальных образований. Таким образом, жилищно-коммунальная отрасль стала характеризоваться как высокозатратная и для бюджета, и для потребителей.

При этом необходимо отметить, что еще в советский период (к середине 80-х годов), когда государственно-административное управление жилищной сферой перестало справляться с задачами организации своевременного и качественного обслуживания и ремонта жилищного фонда, в средствах массовой информации стали публиковаться статьи о том, что выделяемые государством огромные средства на дотации жилищной сферы уходят «словно вода в песок», не улучшая ни качества обслуживания и ремонта жилья, ни надежности работы предприятий отрасли.

В связи с этим возникла необходимость в новом, более качественном с экономической точки зрения этапе становления жилищно-коммунального комплекса Свердловской области. Органы государственной власти, столкнувшись с невозможностью организации эффективной системы контроля за рациональным использованием средств жилищно-коммунальными организациями, издали во второй половине 80-х годов ряд постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР, которые продекларировали стремление власти к улучшению жилищно-коммунального обслуживания населения путем перевода жилищно-коммунальных организаций на самофинансирование и хозяйственный расчет и введения договорных взаимоотношений при производстве и предоставлении жилищно-коммунальных услуг, а также экономических санкций за некачественное и экологически небезопасное жилищно-коммунальное обслуживание населения.

Декларативность этих задач объясняется, прежде всего, тем, что в постановлениях не был прописан механизм пересмотра старых и введения новых принципов организации финансово-экономического процесса распределения средств в отрасли, а следовательно, не были четко определены и обеспечены в достаточном объеме источники и порядок финансирования работ по обеспечению качественного содержания и ремонта жилья.

История постсоветского реформирования жилищно-коммунального хозяйства в России началась с принятия в 1992 году Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», который наметил переход отрасли на полную самоокупаемость в течение 5 лет. Столь короткий срок был выбран исходя из прогноза, что с 1992 года при переходе российской экономики к рыночным отношениям в нашей стране начнется резкое улучшение экономической ситуации и доходы населения значительно увеличатся.

Прогноз не оправдался. Более того, реальные доходы граждан снизились, а рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказался болезненным для населения. Поэтому срок поэтапного перехода к полной оплате потребляемых населением жилищно-коммунальных услуг был законодательно продлен сначала с 5 до 10 лет, а затем с 10 до 15 лет, то есть до 2008 года.

Однако продолжав прогрессировать, системный кризис не позволил достичь декларативно объявленных реформаторами целей по выводу жилищно-коммунальной отрасли на эффективную работу в условиях рыночной экономики, и с 2000 года в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Постановлением Правительства России от 02.08.99 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» основной процесс реформирования отрасли был переведен с федерального и регионального уровня на уровень муниципальных образований.

К сожалению, и этот переход не принес особых изменений. Системный кризис в начале нынешнего столетия достиг своего пикового состояния, и в этом не столько вина работников жилищно-коммунальной отрасли, сколько их беда, связанная, прежде всего, с тем, что зародившиеся и сформировавшиеся в советское время экономические взаимоотношения в жилищно-коммунальной сфере до сих пор не изжиты.

Руководящие и экономические кадры отрасли, привыкшие работать в условиях ее плановой убыточности, так и не научились управлять ЖКХ в рыночной экономике. Именно поэтому основное бремя расходов по содержанию жилищно-коммунальной сферы легло в итоге на плечи населения, которое хоть и не стало обеспеченным, но все же являляется сегодня наиболее надежным плательщиком потребляемых не всегда в полном объеме и не всегда качественных, но постоянно увеличивающихся по своей стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Одновременно с этим реформирование жилищно-коммунального комплекса Свердловской области ознаменовалось и организационными преобразованиями:

• 1 октября 1990 года жилищно-коммунальная отрасль начала функционировать под руководством Свердловского областного объединения жилищнокоммунального хозяйства «Жилкомхоз»;

• 30 декабря 1996 года указом губернатора Свердловской области в структуре исполнительной власти области был образован комитет по жилищно-коммунальному хозяйству;

• 23 июля 1998 года указом губернатора Свердловской области комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Свердловской области был реорганизован в министерство энергетики, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области;

• 28 октября 2003 года указом губернатора Свердловской области было образовано министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области;

• 26 февраля 2008 года указом губернатора Свердловской области было образовано министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, которому были переданы функции в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства из преобразуемых министерства промышленности, энергетики и науки и министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

За годы организационных преобразований количество специалистов, координирующих на уровне региона решение вопросов функционирования, развития и экономики жилищно-коммунального комплекса Свердловской области, сократилось ровно в 10 раз (со 136 – в Свердловском областном объединении жилищно-коммунального хозяйства «Жилкомхоз» до 14 – в министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области).

В то же время по сравнению с 80-ми годами прошлого столетия количество жилищно-коммунальных организаций увеличилось более чем в 2 раза, значительно увеличился и жилищный фонд, превысив 93 млн. кв. метров. В связи с этим правительством Свердловской области были одобрены Концепция реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2003 – 2010 годы, а затем Концепция реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области на 2009 – 2020 годы, определившие новые задачи.

В соответствии с новой Концепцией и Федеральным законом 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» до 1 января 2011 года при реформировании жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях необходимо довести количество частных организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а также организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказывающих услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, до 80 процентов. К этому же сроку количество товариществ собственников жилья на территориях муниципальных образований необходимо увеличить до 20 процентов.

Поставленные задачи и объемы работ значительны. И, несмотря на то, что на сегодняшний день вся система жизнеобеспечения населения в городах и населенных пунктах Свердловской области продолжает находиться на критической отметке (средний уровень износа инженерной инфраструктуры составляет 60 процентов, и около четверти основных фондов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований полностью отслужили свой срок), поставленные задачи вполне выполнимы.

Однако при таких условиях функционирования жилищно-коммунальный комплекс региона не может в одночасье самостоятельно, без государственной поддержки, повернуться лицом к рыночной экономике, поскольку с момента объявления в 1992 году о проведении в России жилищно-коммунальной реформы организация деятельности отрасли и структура ее управления изменились незначительно и до сих пор не соответствуют требованиям рыночной экономики. Этому, конечно же, мешает то обстоятельство, что по сложившейся в России традиции жилищно-коммунальную отрасль до сих пор не относят к числу ведущих отраслей экономики, отводя ей только вспомогательную роль.

При этом, несмотря на сложившееся в нашей стране мнение о том, что в труде жилищно-коммунальных работников нет особого героизма, их работа напрямую влияет на способность каждого человека трудиться плодотворно, с полной отдачей сил, так как прежде всего быт определяет сознание любого труженика, кем бы он ни был. В этом и заключается скромная значимость труда рабочих и специалистов жилищно-коммунальной отрасли, в которой сегодня трудятся немало знающих свое дело профессионалов, отмеченных правительственными наградами.

Полное или частичное воспроизведение материалов, опубликованных в настоящем издании, допускается при согласовании с редакцией. Ссылка на журнал «Энергетика и ЖКХ Урала» обязательна. http://www.gkx.ru


 

Категории



Copyright © ООО Интернет-агентство “Уральская галактика", 2008
Яндекс цитирования Rambler's Top100